16.Крестьянская реформа

 

В 1858 году во всех губерниях России были созданы комитеты по подготовке крестьянской реформы. Они со­стояли исключительно из дворян, которые, разумеется,прежде всего пеклись о своих интересах. Действовал та­кой комитет и в Калуге, который разослал по уездам во­просы для обсуждения проекта реформы. Мосальские по­мещики приняли активное участие в работе над ним. Но надо заметить, что они оказались вполне единодушными во мнении, которое можно было бы выразить короткой фразой: "Не отдадим землю!"

Общая картина была такова. В уезде насчитывалось 83200 крепостных крестьян обоего пола. Крестьянская пашня — полевой надел — представляла собой разбросан­ные там и сям участочки, или полосы. Она время от вре­мени перемерялась, и полосы меняли хозяев. В общем (общинном) пользовании находились луга для сенокоса и пастбища для скота.

В Мосальском уезде, как и в соседних, крепостные крестьяне должны были выполнять так называемые сме­шанные повинности. Первая барщина. Она обязывала от­рабатывать определенные дни недели на помещичьей пашне или в других угодьях со своей лошадью и инвента­рем бесплатно. Вторая повинность — оброк. Он собирался продуктами и деньгами.

Помимо работы на пашне, в лугах и лесу, денег и про­дуктов, помещики требовали от крестьян множество дру­гих "услуг", таких, как ремонт построек, поездки в город или другие деревни на подводах с грузами, пастьба гос­подской птицы, караульная служба и т.д. Как пример натуральных поборов можно привести повинности бар­щинных крестьян села Путогино. Они обязаны были сда­вать на барский двор рожь, овес, сено, дрова, холст, кур, баранов, яйца, сало. Деньги на оброк крестьяне зарабаты­вали промыслами и отходничеством.

И все же побочные заработки не спасали положения. Многие крестьяне не вылезали из долгов. В свою очередь, и помещики для покрытия своих долгов закладывали имения в Московском опекунском совете, а мелкие так и вовсе разорялись.

Манифест об освобождении крестьян, наконец, был принят 19 февраля 1861 года, а опубликован 5 марта. Ка­лужский губернатор В.А.Арцимович, чтобы избежать крестьянских волнений, распорядился обнародовать его в церквах.

   В Мосальск, как и в другие уезды, прибыли чиновники по особым поручениям. Под их надзором священники огласили сам Манифест и его "Положения".

Крестьяне без особого восторга встретили объявление долгожданной "воли", хотя они отныне считались свобод­ными. Не все понимали содержащиеся в документах новые подходы к перестройке деревенской жизни. Например, то, что землю и .усадьбу придется выкупать, а барщина сохра­нится в течение еще двух лет. Господская власть отменя­лась, но создавались сельские общества, волостные суды, да и помещик оставлял за собой полицейскую роль.

Чиновник, приезжавший в Мосальск для оглашения Манифеста, сообщал следующее: крестьяне "выводили одно лишь общее заключение, что они остаются... в прежнем повиновении у помещиков и в прежней от них зависимости. И высказывали при этом опасение, что помещики обложат их новыми поборами и повинностями и что на них нельзя найти управы, ибо дела их будут разбирать уездные предводители дворянства, такие же поме­щики". Так, в общем-то и произошло.

В Мосальском уезде при новой наибольшей норме 4 де­сятины на душу надел оказался равным 3,89 десятины, ой" снизился по сравнению с дореформенным. Всего же у крестьян отрезали почти десятую часть наделов.

Тотчас после реформы поднялась волна открытого не довольства. Крестьяне отказывались от новых порядков, особенно от подписания так называемых уставных грамот, где определялись земельные наделы и повинности. Поло­жение обострилось .настолько, что для усмирения крестьян были вызваны войска.

К лету 1861 года правительственным Сенатом утверж­даются мировые посредники. Эта новая должность гово­рит сама за себя: выступать посредниками в спорах меж­ду "миром" (т.е. сельскими обществами) и помещиками. К этой должности допускались исключительно дворяне. В Мосальском уезде мировыми посредниками стали земле­владельцы Петр Пещуров — статский советник и Нико­лай Потулов — поручик. Дальнейшие события показали, что крестьяне оказались правы — их интересы не очень-то учитывались.

Начинают действовать новые органы власти в деревне: волостные правления, выборные сельские старосты, волостные суды. Но сохранялась еще исконная сельская община с общим землепользованием и своими особыми законами

X